Менять, и срочно.

Навеяно недавней встречей с активистами территориальной обороны г. Киева

Система подготовки должна отвечать вызовам и соответствовать современным стандартам.

Какие вызовы на данном этапе мы имеем? Война с применением большого количества устарелой техники, устарелой артиллерии и танков, РСЗО. С обеих сторон мало современных средств слежения. Обе стороны, как правило, широко не используют тактику диверсионной войны. Обе стороны не имеют хорошо (в сравнении с современной подготовкой США, Израиля, Британии) подготовленных разведгрупп. За исключением эпизодического применения спецназа ГРУ РФ.

Помимо увиденного в зоне АТО и на базах подготовки, автор недавно провел опрос военнослужащих, прошедших курс пехотной подготовки и попросил ответить на следующие вопросы.

1. Сколько продолжался курс подготовки? От 10 до 45 дней.
2. Какой процент подготовки ночью? Обычно 0%.
3. Сколько стреляли, только статика или нет? Только статика. От 20 патронов и до нескольких магазинов.4. Учились ли ходить в разных тактических формациях, атаковать, отступать, взаимодействие с техникой, какие темы успели пройти? Обычно не учились и не ходили ни в каких формациях. Автор удивился, когда бывший командир взвода спецназа сказал ему, что они вообще никогда не учились ходить ни в каких формациях. 5. На открытом пространстве, в лесу, застройке? Обычно только на открытом пространстве, иногда в лесу. Некоторым удалось выстрелить РПГ, а к некоторым даже приезжали волонтеры с тактической медициной.

 

Какова обычно мотивации военнослужащих поступать на службу в армию? Желание преуспеть, заработать денег, патриотизм?

В большинстве стран мира служба не обязательна. В развитых странах — тоже. Одной из причин заключается в том, что того, кто не хочет служить, трудно заставить это делать хорошо. Израиль в этом плане исключение — тут воюют прежде всего срочники, однако израильское общество, в военном плане, обладает исключительным, по западным меркам, самосознанием в военном плане. К 18 годам у молодого человека уже четко складывается представление где он хочет служить — кто-то в престижных Голани или Парашютной бригаде, кто-то хочет получить за счет армии права на вождение машины, а кто-то берет отсрочку и учится на программиста, однако потом в качестве контрактника отрабатывает свою отсрочку по приобретенной специальности, одновременно с выполнением долга Родине, нарабатывая себе стаж в IT (правда, с учетом специфики армии).

При этом нужно понимать, что структурно, Армия обороны Израиля и ее солдаты делятся на 3 группы: боевые части — служить в которых очень рискованно, тяжела, но и сверх престижно; вспомогательные части, служить в которых несколько менее опасно и сложно, но и менее престижно; и небоевые подразделения — служба в которых мало отличается от службы в офисе, разве, что ты твой работодатель — армия, ты обязан носить военную форму, а нарушения трудовой дисциплины — не административное правонарушение в сфере трудового права, а военное правонарушение. Служба в них также почетна, но менее престижна.

Поэтому служба в израильской армии — это не возможность заработать деньги, а шанс послужить Родине и проявить себя. Многие рекруты платят деньги за годичные курсы, где их тренируют, чтобы пройти отбор в престижные пехотные подразделения. Также существуют учебные заведения «Мехина» для призывников, где в течение года в условиях интерната параллельно с усиленной физподготовкой ученики в течение дня занимаются изучением философии, иудаизма и основ демократии, рассуждают на тему волонтерства ради общины и т.п. Там нет домашних заданий и экзаменов.

Думаю, что вышеуказанных примеров будет достаточно, чтобы понять, что к израильской модели комплектования армии всеобщего призыва, обязательно должен прилагаться и израильский народ, т.к. в других странах израильские мотиваторы службы в армии практически не работают.

Вот почему, в новой Бригаде легкой пехоты НГУ мы объединили все три принципа — это будет и престижно и доходно и патриотично.

Как на Западе обычно тренируются?

Обычно первоначальный тренировочный курс пехотинца (для краткости назовем его КМБ) состоит из трех составляющих:

1. Drill Training (в Израиле — 2 недели) -цель этого этапа «вывести солдата из шока», «включить» его. Чтобы он точно понял, где он вообще оказался, что это армия и она живет по своим особым законам. Новобранца следует приучить к инстинктивному подчинению и выполнению приказов командиров. Это обеспечивает более эффективное управление большими подразделениями. Если солдат не может выполнять быстро приказ, то он точно не будет надежной боевой единицей в бою. Также в боевых порядках нет месту солдату с низким боевым духом и не способному к командной работе.

Вот почему, в первые дни службы важно проводить отработки быстрых построений, например, при выходе из столовой. Или поставить отделению задачу быстро найти каждому бойцу свои отмеченные китбэги в куче и прочее задания, которые невозможно выполнить без командной работы и взаимопомощи за данное короткое время.

(Вообще, чем круче подразделение, тем более реализован его командный дух).

2. Базовый курс (в Израиле — 4 месяца) — главные темы — Интеграция и слаживание до уровня взвода, огневая подготовка, тактическая подготовка.

Дополнительные: военно-патриотическое воспитание (подробное ознакомление бойцов с операциями, которые ранее проводило их подразделение, в том числе с посещением «мест боевой славы», изучение истории своего народа, юридических аспектов международного гуманитарного права (отношение к мирному населению, отношения между полами в армии и т.п.), а также законов и обычаев войны, постоянное культивирование высоких стандартов «чистоты оружия»- т.е. воинских моральных ценностей, изложенных в кодексе бойца, медицинская, инженерная подготовка, выживание в экстремальных обстоятельствах, связь, рукопашный бой, топография, преодоление препятствий, воинские специальности.

В Израиле при принятии и отборе человека в подразделение не учитывают некий абстрактный «патриотизм», считая, что этому можно обучить и рассказать, а прекрасно понимают, что главное, что движет человеком, который хочет стать пехотинцем — желание принадлежать к элите, проявить себя. Именно это мы пытаемся построить в Бригаде. Бригада — это не спецназ, а пехота и для того, чтобы создать сильные вооруженные силы нужна подготовленная пехота. Причем это никоем образом не приуменьшает роль других родов войск, но, в конце концов, граница проходит там, куда дошел солдат своими ногами и там, где он смог удержаться.

Успешное прохождение отбора, хорошая подготовка, отвечающая вызовам времени и повышенная заработная плата — это и будет являться основой для чувства гордости солдат и принадлежности к подразделению.

3. Продвинутый этап (ок. 2 мес.) -слаженность до уровня роты, пехотные упражнения в составе крупных соединений с боевыми машинами, артиллерией, БПЛА, авиацией. Следует отметить, что все тактические упражнения в Цахале, в отличии от большинства армий мира, проводятся с боевым патронами.

Параллельно на всех трех этапах проводится спортивная подготовка — силовые упражнения с собственным весом и бег, до 10 километров. Для армии существует разработанная и многие годы улучшаемая «линейка нагрузок», где выверен точный уровень и последовательность нагрузок, которые необходимо давать солдату, чтобы с одной стороны развивать его физическую форму и выносливость до максимума, а с другой стороны, чтобы при этом было как можно меньше травм. К примеру, первый марш-бросок в пехотных подразделениях ЦАХАЛа составляет 3 километра. Постепенно дистанция увеличивается до многих десятков, как увеличивается и полезный вес, с которым бегут солдаты, а также усложняющие марш-бросок элементы, задачи и обстоятельства, однако все это делается не «на глазок» или «самодурство» командира, а каждое увеличение цифр или показателей научно обосновано, выронено и сформулировано специалистами.

Если мы говорим о пехотных подразделениях специального назначения в ЦАХАЛе, то их первоначальная подготовка продолжается от 14 до 20 месяцев. После базового курса подразделения спецназа проходят усиленные курсы навигации, более длительные марш-броски (не как пехота 70 км, а, например, 120 км.), курс разведки, курс ближнего боя и усиленное изучение армейского рукопашного боя, освоениеспециальных видов оружия, специальных тактик, оборудования и т.п.

Как в пехотный батальонах, так и в специализированных пехотных ротах, многомесячный период боевого дежурства сменяется многомесячным периодом боевой подготовки. В отличие от советской системы, при начале повторного курса подготовки солдат не проходит все базовые упражнения сначала, а работает уже в составе своего боевого соединения. Необходимо отметить, что согласно израильской концепции основная подготовка заключается в знании и практики хождения, атаки и отступления из всех используемых тактических формаций, а также то, что называется «пехотным упражнением» — передвижение и наступление на противника, а не, например, топография или корректировка огня. (Топография есть и входит в полугодичный базовый курс на начальном уровне.) Почему? Потому что, главное для пехоты это идеально подготовленная реакция на контакт, а также остальные тактические примы, отработанные до автоматизма. Мне нравится сравнение пехотной группы с каучуковым мячом — его кидаешь об стену — он отскакивает. Именно так пехота должна реагировать на контакт — тот, кто выстрелил, несет мгновенное наказание, либо, если силы совсем не равны, подразделение может принять решение о грамотном с военной точки зрения отходе.

Именно каучуковый мяч, а не желе. Т.к. в желе что-то кинь и оно расползется. К сожалению, большинство постсоветских подразделений похожи именно на желе. Когда даешь такому подразделению задачу, действовать имея в своих боевых порядка одного условного раненого, оно обычно сбивается с выполнения своей основанной задачи, расползается и прекращает функционировать как слаженное пехотное подразделение…Но это не вина солдат, а вина тех, кто не проводит реформы, не привлекает специалистов для обучения патриотов и консервирует «совковые» методы подготовки и функционировая армии. Опыт показывает, что как только ты начинаешь работать с теми же самыми бойцами и подразделения, не по советским лекалам, а по современным Западным стандартам, очень быстро они их «желе» превращаются в «каучуковый мяч».

Что касается подразделений территориальной обороны, многие члены которых люди в возрасте и не имеют времени на длительную подготовку и слаживание, то тут важны несколько моментов:

1. Чи має Цві якісь рекомендації щодо експрес-навчання та злагодження підрозділів (в першу чергу відділень) які були сформовані в останю мить після початку втогнення з осіб слабо підготованих тактично та фізично?

Прежде всего, нет необходимой и достаточной поддержки государства, без нее нет и не может быть никакой серьезной подготовки и никаких боеспособных подразделений. Военкомы отвечают «территориалам» следующим образом: «будет война, мы призовем остальных. А вы, фанаты, пока хотите — тренируйтесь». Так быть не должно. Если, не дай Б-г будет полномасштабная война, эти более подготовленные командиры, не то что научить и сладить, но даже выучить имена своих солдат не успеют. Поэтому, либо готовить всех, либо сводить энтузиастов в отдельные отряды, чтобы они могли продолжать подготовку.

Израильская резервистская система категорически не подходит Украине на данном этапе. Дело в том, что в Израиле солдат-срочник сначала проходит интенсивную и одну из наиболее длительных в мире, среди пехотных подразделений. Соответственно, в случае войны он приедет на пункт сбора более — менее готовым, и пусть он сейчас не на пике формы, но за его плечами многомесячный интенсивный КМБ, 3 года службы в одной из самых эффективных армий мира, которая ежедневно воюет, он знает всех, с кем ему сейчас придется служить, он проводил с ними ранее сборы и учения, он отлично знает свое и ротное оружие, боевые машины и обязанности друзей по подразделению и т.д. и т.п.

2. Чи має Цві якісь рекомендації щодо експрес-навчання та злагодження підрозділів (в першу чергу відділень) які були сформовані в останю мить після початку втогнення з осіб слабо підготованих тактично та фізично?

Тактическая и физическая слабость подразделений теробороны. К сожалению на этот вопрос у меня нет ответа. Тактикой подразделение должно заниматься вместе, а физподготовкой — необходимо надеяться на ответственность бойцов и давать им программы подготовки на дом. Благо, в Украине, существует много мест для своего физического развития, начиная от школьных стадионов и бесплатных спортивных площадок, заканчивая гламурными «фитнесс клубами», дорогими спортзалами и секциями.

3. В умовах коли в період підготовки склад підрозділів тер.оборони є неповним — на чому на його думку доцільніше було б сконцентрувати більші зусилля під час навчання — на формуванні декількох повністю злагоджених підрозділів повного складу (наприклад 2х з 9и взводів але повного складу), чи на підготовці наявного складу до дій у якості майбутніх «капралів» яким в останю мить видадуть непідготований особовий склад?

Учитывая, что большинство подразделений будут парамилитарными, вооруженными исключительно легким стрелковым оружием и РПГ, которые не смогут противостоять регулярным войскам противника, то я вижу рационал в том, чтобы создать мелкие (в составе примерно отделения каждая) антидиверсионные группы, которые, в том числе, будут владеть основами оперативной работы и пройдут ряд учений по слаживанию как внутри групп, так и между группами. В том случае, если отношение государства поменяются и из них создадут полноценные военные отряды, то необходимо создать лучше меньшее по числу подразделений, но более качественные по личному составу, подготовке и вооружению взводы полного состава, адекватно и полностью вооруженные, в том числе, гранатометами, пулеметами и пр. Это в 100 раз эффективней, чем много некомплектных батальонов, с неадекватным личным составом и вооружением.

Что касается капралов, то их нужно будет выявить в процессе многомесячной подготовки и боевого слаживания вышеупомянутых групп. И только, если совпадут их субъективные желания, с их объективными качествами и достижениями на военном поприще, тогда из них следует формировать специальные командные курсы (условно назовем их капралами, которые затем могут занять младшие командные должности в системе сил территориальной обороны, или войти в состав регулярной армии (по контракту или по призыву).

4. Взагалі, як на його думку чи підійде їх програма (для бригади) нам, чи треба розробляти (адаптувати) спеціальну програму згідно завдань, особливостей підготовки (не частіше ніж раз в тиждень) та фізичного стану о/с?

Безусловно, наша программа не подойдет подразделениям территориальной обороны, есть слишком много отличий: в Бригаде легкой пехоты люди прошли отбор и хорошо физически подготовлены, лучше вооружены, в наличии 24 часа в сутки квалифицированные инструктора, лучше логистика и другое.

Поэтому на месте тероборон и резерва, я сделал бы минимальную программу в один месяц, которую должны пройти все. Туда войдет максимум огневой подготовки и тактики. Для этого, конечно, следует законодательно или иным способом решить вопросы с работодателями резервистов, однако это принципиально дешевле для армии и государства, а также более эффективно для быстрого поднятия уровня обороноспособности страны, чем волны долгосрочной мобилизации больших масс трудоспособного населения на год и более, которых нужно за счет государства одеть, обуть, обмундировать, дать оружие, технику, БК, тренировать, лечить и т.п., а ведь далеко не все из них могут и/или хотят служить, но даже если это и так, то сколько из них заняты выполнением реальных боевых задач, а не построениями, охраной никому не нужных объектов и прочей дребеденью.

5. Як вони в бригаді думають організовувати зв’язок (апаратна база, стандарти). Що він може порекомендувати нам?

В вашем случае следует частично перейти на проводную связь, там где это возможно, т.к. вряд ли вас обеспечат качественной и закрытой системой связи. Уверен, что на складах есть такие древние и простые в обращении системы. Как ни странно, но они более «безопасны» в применении, чем купленные на «Петровке» Моторолы и Самсунги.

Там где нужно пользоваться Моторолами — пользоваться переговорной таблицей, которую постоянно менять.

6. Используем ли мы методички и какие?
Мы используем наш опыт в составе разных пехотных подразделений Цахаля, а также Уставы Армии США. В украинских подразделениях, в дополнение к качественным инструкторам, крайне важно иметь сильный аналитический учебный отдел, который будет анализировать ход подготовки инструкторами, собирать и анализировать показатели, указывать на слабые места и предлагать решения. Ваш курс — не исключение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *