Шестидневная война. Освобождение Голанских высот.

Шестидневная война. Освобождение Голанских высот. Часть 5.

Сирийский фронт

В годы и месяцы, предшествующие Шестидневной войне, Сирия играла важную роль в организации актов саботажа, террористических атак, обстрела израильских поселений в Галилее. Реакцией на ложное советское сообщение от 13 мая 1967 года о подготовке Израиля к войне стал военный пакт Сирии с Египтом. Сирия начала наращивать силы у границ с Израилем на Голанском плато, возвышавшимся над еврейскими поселениями на примерно 600 метров и укрепляемом сирийцами в течение 18 лет. К 1967 году на Голанских высотах были расположены 265 орудий, а на плато за линией минных полей с помощью советских военных советников была создана целая система фортификационных укреплений c оборудованными огневыми позициями и перекрывающимися секторами обстрела. К началу войны на плато находились 3 бронетанковые и 5 пехотных бригад с личным составом около 40 тыс. солдат и 260 танками и САУ.

Тем не менее, самоуверенная и агрессивная сирийская политика обстрела еврейских поселений с Голанских высот была не вполне логична. К Шестидневной войне сирийскую армию практически полностью вычистили от профессиональных кадров, каждые несколько лет страну потрясал очередной военный переворот — только за четыре предшествующих Шестидневной войне года произошло пять таких переворотов. Увольнения и ротации стали обыденным явлением, а продвижения офицеров по службе практически всегда были обусловлены политическими расчетами.

Патрик Сил, близкий к семье Асадов британский журналист, пишет, что в 1966 году армия пребывала в катастрофическом состоянии, в ней практически не было  тренированных солдат, достаточного количества офицеров вообще и хороших офицеров в частности. Сил отмечает, что большая часть советского оружия было старьем, списанным после Второй мировой, и из 500 танков в реальности были исправны около половины. Согласно Силу у Сирии было около 100 самолетов Миг-17 и отсутствовали серьезные силы ПВО и ВМС. Но главная беда заключалось в состоянии командного состава сирийской армии – самую глубокую чистку от профессиональных кадров устроил сам Асад, придя к власти за год до Шестидневной войны. Когда надо было воевать с Израилем, оказалось, что Асад являлся фактически директором трещащей по швам компании.  Как бы там ни было, Сил выражает сирийскую точку зрения, традиционно выставляющую Сирию как постоянную жертву израильской агрессии. Тем не менее, израильские оценки принципиально не отличаются – многие израильские аналитики неоднократно подмечали главную слабость сирийской армии – отсутствие постоянного и профессионального командного состава. В то время как армия Египта вовсю готовилась на Синае, действия сирийской напоминали движения сонной мухи, что не прибавляло египтянам доверия к сирийцам. Самое интересно, что сирийцы, в отличие от египтян, действительно не придали большого значения советским ложным «данным» о концентрации израильских войск на границе с арабскими странами. С иорданцами у сирийцев сложились крайне напряженные отношения. Кроме постоянных обвинений хашимитского режима в коллаборационизме с империалистами и сионистами, 21 мая 1967 года, т.е. за две недели до войны сирийская разведка устроила в Иордании теракт.

В первый день войны сирийцы ограничились обстрелами еврейских поселений в Галилее с Голанских высот, и не очень удачно попробовали атаковать с воздуха израильские объекты около Тверии и в Хайфском заливе. На второй день войны, 6 июня, когда израильское сухопутное наступление против Египта на Синае достигло пика, сирийцы атаковали небольшими силами в размере нескольких танковых и моторизованных рот израильские поселения в Галилее. Эти атаки были быстро и успешно отбиты, и в общей сложности, за первые два дня войны на сирийском фронте погибли двое израильтян. На третий день войны сирийцы отправили одну бригаду якобы на подмогу иорданцам, но, как выяснилось позднее, это была неуклюжая попытка ослабить египетское давление на Сирию с требованиями атаковать Израиль.  Бригада добиралась аж два дня и к моменту ее прибытия бои на этом участке фронта уже затихли.

Круглосуточная и крайне агрессивная риторика во всех сирийских СМИ не совпадала с реальными действиями на фронте. 7 июня сирийское радио в духе арабских сказок тысячи и одной ночи заявило, что сирийская армия находится в Галилее и быстрым темпом продвигается к Назарету. Несмотря на вялые действия сирийцев давно назрела необходимость обезопасить сельскохозяйственные поселения севера Израиля от постоянных обстрелов с Голанских высот. 8 июня Сирия приняла предложенное ООН прекращение огня и обстрелы с Голанских высот прекратились на 5 часов. Потом Сирия заявила, что не считает себя связанной резолюцией и обстрелы возобновились. Судя по всему, ее мощная оборона на Голанах и тот факт, что Израиль так и не атаковал, привели сирийских лидеров к убеждению, что их оборона неприступна. С возобновлением обстрелов на север начали двигаться крупные колонны израильской армии, создавая в Тель-Авиве и других городах массивные пробки. Советник президента США по национальной безопасности Макджордж Банди в разговоре с министром иностранных дел Аббой Эвеном размышляя о текущих событиях на фронте сказал, что это может показаться странно, что Сирия – первопричина войны – может стать единственной страной, которая от нее не пострадает и сможет после войны снова инициировать еще одно противостояние.  Намек в Израиле был хорошо понят.  Безусловно, США были заинтересованы в поражении Сирии, ключевого союзника СССР в регионе и, наоборот, если Сирия выйдет «сухой из воды», США опасались, что другие арабские страны захотят войти в орбиту советского влияния. Единственный, кто сопротивлялся активным действиям против сирийцев, был министр обороны Моше Даян. Но и он поменял свое мнение 9 июня утром.

Утро 9 июня началось с массированной трехчасовой бомбардировки сирийских позиций ВВС Израиля на Голанах, а к полудню группировка Цахала под руководством генерал-майора Давида Элазара пересекла линию разграничения войск, начав подниматься на Голаны по пяти основным направлениям (белыми стрелками):

%d1%81%d0%b8%d1%80%d0%b8%d1%8f

Ключевое направление в наименее ожидаемом месте – городке Кала, рядом с которым находится также Калаат Намруд – мусульманская крепость, названная в честь библейского Нимрода, построенная в 12 веке для защиты от крестоносцев, которая в течение веков укреплялась и надстраивалась. Крепость находится доминирует над окружающей местностью. Укрепрайон располагается в труднодоступном и благоприятном для защитников холмистой местности, где удобно использовать свойства местности для танковых засад. Помимо фактора неожиданности – это место в цепи обороны было наименее укреплено – евреи также рассчитывали после удачного штурма района выйти к дороге Масада – Кунейтра, именно отсюда путь к дороге был кратчайшим – 2, 5 км. После захвата дороги открывается прекрасная возможность атаковать сирийские фортификации с тыла, а также захватить Кунейтру, где находилось сирийское территориальное командование и выйти к дороге на Дамаск, в то время как остальные израильские силы могут штурмовать центральную и южную часть Голан.

Штурм Калы был поручен двум израильским бригадам: пехотной и бронетанковой. Впереди шли инженерные войска, расчищая минные поля и создавая дорогу в гору, по которой могли пройти танки и мотострелки. Израильская армия поднималась в гору одной колонной. Войска понесли огромные потери, потеряв почти все бульдозеры и танки. Тем не менее Цахал продолжал штурм и пехота под огнем поднималась в гору. На половине пути колонна смогла разделиться. Часть сил атаковала в лоб, другая обходила с фланга. За 5,5 часов боя войска с боем прошли пять километров.

На самом северном направлении элитная пехотная бригада Голани, поддерживаемая танками 8 танковой бригады захватила 13 опорных пунктов, главный из которых — ротный опорный пункт Тель Фахр. Бой, продолжавшийся семь часов, стал одним из наиболее кровавых в истории современного Израиля. К концу штурма и зачистки всех опорных пунктов – из бойцов 12 батальона, 2 танковых взводов и бригадного спецназа живыми и невредимыми остались четыре.

Опорник полностью доминировал над местностью и дорогой к нему. Оттуда бойцы 12 батальона бригады Голани при поддержке двух танковых взводов штурмовали опорный пункт Тель Фахр.

Вид на долину Хула из разрушенного сирийского бункера.

syria

Этот бой прочно вошел в историю бригады, каждый молодой боец которой обязательно посещает это место во время курса молодого бойца. Много историй и легенд связано с этим боем: схватки в рукопашную на опорнике, бойцы, легшие на колючую проволоку, благодаря чему их товарищи смогли успешно завершить штурм и т.п. Этот бой вошел в историю бригады наряду со штурмом крепости Бофор в Первую ливанскую и боем за Хермон. Только за Тель Фахр бойцы бригады получили 21 отличительный знак, что по израильским стандартам довольно много.

Если до 1967 года считалось, что бригада Голани обладает более слабыми оперативными возможностями, чем Воздушно-десантная, то после прорыва сирийской обороны на Голанах престиж бригады необычайно возрос.

В то же время израильские войска не менее успешно продвигались южнее. Утром 10-го июня вступили в бой переброшенные с египетского и иорданского фронта части и, взяв  городок Баниас, двинулись на юго-восток к Масаде, после чего начали готовиться к штурму Кунейтры с разных направлений. В 8.45 утра радио Дамаска объявило о падении Кунейтры, в то время как израильтяне были все еще в 10 километрах от города. Судя по всему, цель этой дезинформации заключалась в провокации советского военного вмешательства, потому что после захвата Кунейтры путь евреям на Дамаск был открыт. Однако  результат был совершенно противоположным. СССР не вмешался, зато защитники Кунейтры, узнав о своей сдаче и подумав, что они отрезаны от своих, бежали из города. К ночи 10-го июня сирийское сопротивление на Голанах рухнуло.

Израильские потери на Голанах составили 115 человек убитыми и 306 ранеными, в то время как сирийские – 2500 убитыми и 5000 – ранеными, 591 человек был взят в плен.

Освобождением Голанских высот закончилась Шестидневная война. В ее результате Израиль овладел Синайским полуостровом, освободил Иудею, Самарию и Голанские высоты, потеряв 779 человек убитыми и 2593 ранеными. Арабские армии потеряли в общей сложности 21500 убитыми и 45000 ранеными, 6000 было захвачено в плен. В общей сложности с арабской стороны в войне участвовало около 547 тысяч солдат, 957 самолетов и 2504 танка, с израильской – 264 тысячи солдат (большинство – резервисты), 300 самолетов и 800 танков.

Шестидневная война: бои на Голанах

golani

golan

Результаты и последствия

Первого июля, уже через три недели после окончания войны, небольшое египетское подразделение попыталось переправиться через Суэцкий канал. Так началось новое военное противостояние, известное сегодня как «Война на истощение».

Если до 1967 года американские евреи относились к сионизму осторожно, и зачастую их поддержка государства Израиль была крайне ограничена, то после войны почти все еврейские организации США заявили о своей поддержке Израиля, в том числе и долларом. Война также послужила первым серьезным толчком к протестным настроениям среди евреев СССР, положив начало движению отказников. С 1970 до 1988 года выехать смогли 291 тыс. советских евреев, из них 165 тыс. – в Израиль. В арабских же странах, толпы погромщиков атаковали еврейские общины Египта, Йемена, Ирака, Марокко, Туниса, Ливии и Ливана. Десятки людей были убиты,  сотни – ранены. Сотни евреев были арестованы и изгнаны. В коммунистическом блоке началась серия чисток и антиеврейских показательных судебных процессов. Шестидневная война дала советским идеологам возможность оправдать советский антисемитизм цитатами из Маркса и Ленина. Антиеврейские кампании велись до конца 1980-х под прикрытием борьбы с сионизмом и израильской агрессией. В начале 1980-х годов появилось расширительное значение «пособник сионизма», «приспешник сионизма» и т.п., проводилась антисемитская кадровая политика, многие университеты были частично или полностью закрыты для евреев, в армии среди высшего командного состава евреев почти не осталось, а в литературе и искусстве поощрялись антисемитские мотивы.

Результатом войны стал значительно возросший политический престиж государства Израиль. Сразу после войны США наложили эмбарго на продажу оружия всем странам региона, включая Израиль, но позже сняло его. Экономика Израиля значительно  укрепилась благодаря последующей национальной эйфории и росту числа туристов, притоку образованных репатриантов из стран Запада, крупным пожертвованиям и нефтяным скважинам на Синайском полуострове. Если во время иорданского правления евреям был запрещен доступ к Храмовой горе и Западной стене, то после установления израильского контроля все религиозные группы получили равные права, а евреи получили доступ к самым святым местам в иудаизме – Западной стене разрушенного храма («Стена плача») и к Могиле праотцев в Хевроне, где захоронены Авраам, Исаак и Яаков.

Арабские страны не справились с шоком, вызванным огромной разницей между ожиданиями от войны, которые культивировались в арабских СМИ, и тяжелой реальностью, поэтому были выдуманы мифы об американском военном вмешательстве. Внутреннее политическое противостояние в арабских странах достигло пика.

Израиль показал, что способен и готов наносить превентивные стратегические удары, чтобы изменить баланс сил в регионе и обеспечить свое выживание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *